Вопросы контента при переходе на цифровое вещание

Автор: Эрнис Мамырканов, December 12, 2012

Мой доклад на заседание Совета по информационно-коммуникационным технологиям, прошедшего под председательством премьер-министра КР в декабре 2012 года по вопросу перехода на цифровое вещание…

 

В соответствие с решением Региональной конференции радиосвязи по наземному цифровому вещанию «Женева-06», подписанного участниками Международного союза электросвязи (МЭС) в мае 2006 года, страны Центрально-Азиатского региона 17 июня 2015 года последними завершают переход всего мира на цифровое эфирное вещание.  С этого дня для телезрителей представление о телевизионном вещании меняется кардинально. По своему эффекту это может превзойти появление цветных телевизоров, так как на цветное вещание страны бывшего СССР переходили постепенно, а рынок цветных телевизоров насыщался почти два десятилетия.

В этот раз всё завершится в один день – 17 июня 2015 года…

Постановлением Правительства КР от 2 ноября 2011 года №692 была утверждена Программа перехода на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике. Данная программа определяет, что из 14 мультиплексов, имеющихся для вещания по всей стране, выделяется:
•    для социального пакета (открытое вещание) – 1 мультиплекс;
•    для образовательного пакета – 1 мультиплекс;
•    для перевода действующих частных вещателей – 2 мультиплекса.

На момент разработки Программы вопросами контента занималось Министерство культуры и информации КР, которое буквально через 2 месяца в связи с преобразованием в Министерство культуры и туризма КР утратило функции по реализации информационной политики в целом. Эти функции были переданы Аппарату Правительства КР, но без соответствующих регулятивных полномочий, что не позволяет профильному отделу регулировать и решать на практике возникающие вопросы. При рассмотрении Программы перехода на цифровое вещание большое внимание уделяется лишь техническим аспектам. В то же время, мы забываем о том, что телевидение это в первую очередь инструмент, определяющий информационную и национальную безопасность любого государства.
Ниже перечислены некоторые моменты, которые будут определять дальнейшее развитие местного телерадиовещания и её влияние на вопросы информационной и национальной безопасности Кыргызской Республики.

1.    Формирование социального пакета

Термин «социальный пакет» первоначально означал, что за его трансляцию будет оплачивать государство и оно будет бесплатно доступно населению. Когда появился данный термин, в Кыргызстане проводилось тестовое вещание в цифровом стандарте DVB-T, которое вмещало в один мультиплекс 8 телевизионных каналов в отличном качестве. Предполагалось, что этого будет достаточно лишь для вещания государственных телерадиокомпаний. На сегодняшний день в стандарте DVB-T2 в формате сжатия MPEG-4 в один мультиплекс можно вместить до 18 каналов вещания телевидения и радио. С появлением в следующем году формата сжатия MPEG-7 количество каналов в одном мультиплексе может стать выше двадцати. Но государственными каналами можно заполнить лишь половину мультиплекса. Исходя из этого, возникает ряд вопросов:
–    чем заполнять свободные каналы социального мультиплекса?
–    если в социальный пакет будет открыт доступ местным вещателям, кто будет определять правила вхождения в социальный пакет?
–    разрешить ли включение в социальный пакет ретрансляцию иностранных каналов?
–    если ретрансляция зарубежных каналов в социальном пакете будет разрешена, будет ли запрещено транслировать в них местную рекламу?
–    за что будет платить государство: за каждый государственный канал, вошедший в социальный мультиплекс или за весь мультиплекс?
–    если государство будет оплачивать за весь мультиплекс, куда пойдут деньги, полученные с частных и иностранных вещателей?
–    если государство будет оплачивать только трансляцию государственных каналов, а оплата частных и иностранных вещателей пойдет в бюджет оператора связи, получат ли государственные каналы льготы за дополнительный доход оператора?
–    будет ли определена конечная дата перевода в стандарт DVB-T2 Баткенскую область, которая вещает в старом стандарте?
–    защищен ли социальный мультиплекс от внезапного отказа оператора связи от его обслуживания после 2018 года?

Ведь необходимо отметить, что ОАО «Кыргызтелеком» за полученные вне конкурса 3 мультиплекса взял на себя обязательства развернуть сеть вещания социального пакета на территорию, где проживает 95% населения страны.

2.    Формирование образовательного мультиплекса

Во всем мире создание образовательных и социально важных телепрограмм является затратным и дотационным производством. Именно поэтому эти функции чаще всего возлагаются на государственных и общественных вещателей. Выделение одного мультиплекса под образовательное вещание не указывает пропорции количества в нем образовательных и коммерческих каналов. Разумеется, для поддержания вещания данного мультиплекса, должны быть определены источники его финансирования. Программой определено, что этот мультиплекс будет выдан на конкурсной основе. Выделение для образовательных программ отдельного мультиплекса было обусловлено совместным проектом Министерства транспорта и коммуникаций КР с Международным союзом электросвязи (МСЭ, Женева). Для реализации этой части проекта необходимо определить:
–    является ли этот проект до сих пор актуальным для Кыргызстана в плане обязательств перед МСЭ?
–    не легче ли создать отдельный дотационный полноценный образовательный канал в социальном мультиплексе, а остальных частных операторов обязать иметь в своих мультиплексах социальный компонент?
–    если отдельный образовательный мультиплекс всё же необходим, какими должны быть конкурсные условия?
–    какую часть территории страны должен охватывать образовательный мультиплекс?
–    каково должно быть соотношение образовательных и коммерческих программ в данном мультиплексе?
–    Должен ли быть образовательный мультиплекс открытым каналом?

3.    Перевод действующих частных вещателей на цифровое вещание

В Программе указано, что лицензию на вещание получили 41 телерадиокомпания. Из них по последним данным 28 телевизионных вещателей, которым государство обязано гарантировать переход на цифровое вещание. Но нигде не ограничено право вещания в цифровой сети радиостанций. Для получения двух выделенных мультиплексов все действовавшие до 2 ноября 2011 года телерадиовещатели должны объединиться в одно юридическое лицо, создав тем самым нового оператора связи. Но пока что объединились 15 из 28 телекомпаний. Представители 15 объединившихся компаний требуют, чтобы государство никак не вмешивалось в их внутрихозяйственные вопросы. Но, согласно законодательству, государство обязано позаботиться о переходе на цифровое вещание всех действующих вещателей. Если вопрос выработки решения оставить за частными вещателями, создается риск умысла преднамеренного банкротства малых вещателей более крупными компаниями. Ведь в этом случае количество местных вещателей за ближайшие 5 лет грозит сократиться в 3 раза, региональное вещание может сойти к нулю, а выделенные 2 мультиплекса могут быть перепроданы путем смены учредителя крупным зарубежным инвесторам. Исходя из изложенного и учитывая необходимость сохранения и развития национальных вещателей, образуется следующий перечень вопросов:
–    должно ли государство прописывать детальные условия перехода действующих вещателей на цифровое вещание?
–    должны ли быть прописаны четкие механизмы защиты малых станций от возможного банкротства в связи с переходом на цифровое вещание?
–    кто должен определить территорию гарантированного цифрового вещания действующих аналоговых вещателей?
–    территория цифрового вещания определяется по лицензии или частотному присвоению аналогового вещателя?
–    кто будет определять право вхождения в данные мультиплексы?
–    учитывая сжатость действующего аналогового частотного ресурса, когда частным действующим телекомпаниям будет предоставлена возможность развернуть свою сеть?

4.    Вопрос информационной, идеологической и национальной безопасности

Необходимо признать, что с переходом на цифровое вещание в стране появится более 200 каналов, вещаемых всеми операторами связи. В городах Бишкек и Ош их число превысит 300 телеканалов. Если из действующих 28 телекомпаний преимущественное большинство производят и транслируют местный контент, донося до населения национальную идеологию, культуру и информацию, то с переходом на цифровое вещание количество каналов увеличится лишь за счет ретрансляции зарубежных программ. И, опираясь на опыт кабельных компаний, преимущественно это будут развлекательные каналы, качество которых на порядок выше любого местного вещателя. Именно по этой причине наши телекомпании обречены на отток своих нынешних телезрителей. Ведь из 300 телеканалов на первых порах всего лишь около 20-ти (!) телекомпаний будут транслировать телепередачи о жизни, культуре, образовании, экономике, политике, праве, ценностях и социальных проблемах Кыргызстана. В дальнейшем из-за жестких условий конкуренции их число может резко сократиться. При таком разнообразии выбора зритель будет предпочитать смотреть развлекательные проекты других государств, а значит, начнет впитывать их культуру и идеологию.
С переходом на цифровое вещание меняется система регулирования данной сферы. Сегодня телерадиокомпании сами являются производителем и вещателем контента, получают соответствующую лицензию и частотное присвоение. С переходом на цифровое вещание лицензией и частотным присвоением на использование мультиплексов будут обладать только операторы связи, которые не несут никакой ответственности за контент. Значит на телерадиокомпании перестанет распространяться Закон КР о «Телевидении и радиовещании», в частности в части лицензирования. Государственное агентство связи КР перестанет иметь влияние на их политику, а телекомпании начнут выходить в эфир, пройдя регистрацию как СМИ и заключив договор с оператором связи.
Дополнительными преимуществами цифрового вещания является возможность предоставления государственных и иных услуг, в том числе эфирного интернета через тот же социальный пакет. Внедрение данных технологий позволит государству решать ряд социальных проблем через интеграцию системы электронного правительства с системой цифрового вещания.
Исходя из вышеизложенного, необходимо найти ответы на следующий ряд вопросов:
–    как защитить национальные интересы государства в свете предстоящей информационной экспансии зарубежных каналов?
–    как создать льготные условия действующим и новым местным вещателям, чтобы стимулировать рост производства и вещания местного контента?
–    нужно ли лицензировать местных вещателей, которые будут вещать в цифровом пакете? Если да, то кто и на каких условиях должен это делать?
–    должны ли нормы Закона КР «О телевидении и радиовещании» распространяться на операторов связи? Если да, то в какой части?
–    должно ли Министерство транспорта и коммуникаций КР определять технические требования к социальному пакету вещания с учетом возможности предоставления государственных услуг?
–    каким должно быть требование по наличию социального компонента в сети коммерческих операторов связи?
–    будут ли иметь право коммерческие операторы связи, получающие абонентскую плату с телезрителей, дополнительно предоставлять рекламные услуги на ретранслируемых каналах, создавая тем самым рекламную конкуренцию местным телеканалам?

5.    Поддержка вещателей, финансируемых из бюджета

Переход на цифровое вещание требует полного технологического переоборудования действующих вещателей. На сегодняшний день из бюджета финансируются ОТРК КР, ТРК «ЭлТР», МТРК «Мир» и 6 областных государственных телерадиокомпаний. До сих пор не определена судьба телекомпаний «Пятый канал» и «Пирамида». Кроме этого, на ОТРК КР и ТРК «ЭлТР» в Программе возложена ответственность создания каждому минимум по два дополнительных телеканала. МТРК «Мир» готовит к запуску еще один канал «Мир-24». В Программе указана система государственного заказа по созданию контента на кыргызском языке. Но ни одна из этих задач не имеет финансового подтверждения со стороны государственного бюджета. Необходимо осознать, что переход на цифровое вещание несет не только технологический прогресс, но и равную по значимости угрозу развития государственной информационной политики. И если частные вещатели сами определяют эту политику, государство должно позаботиться о достойном качественном вхождении государственных телерадиокомпаний в цифровое вещание, в том числе на локальном уровне. Ненадлежащее качество создаваемых и транслируемых государственными вещателями программ тоже станут причиной оттока телезрителей на зарубежные телеканалы.

По этой части вопроса необходимо ставить не вопросы, а следующие утверждения, которые государству необходимо взять под четкий контроль:
–    необходимо в бюджете 2013-2015 годов предусмотреть отдельную строку, направленную на техническое перевооружение государственных телерадиокомпаний;
–    необходимо увеличить предельную штатную численность ТРК «ЭлТР» и областных телерадиокомпаний для того, чтобы у них была возможность создания новых каналов, производства и трансляции качественного и конкурентоспособного контента на кыргызском языке;
–    необходимо увеличить производственные площади ТРК «ЭлТР» и областных телерадиокомпаний за счет выделения дополнительных зданий и сооружений для увеличения количества качественного продукта на государственном языке;
–    необходимо менять положение государственных телерадиокомпаний, создав систему их финансовой самостоятельности и финансового стимулирования персонала, в том числе за счет увеличения дополнительных услуг, коммерческого партнерства и создания новых коммерческих каналов;
–    необходимо исключить услуги, предоставляемые государственными вещателями, из перечня государственных услуг, так как эти услуги носят коммерческий характер, а так же полностью освободить их от бюджетного налога;
–    необходимо разработать и внедрить программу реформирования государственных телерадиокомпаний под новые условия вещания, а так же провести комплексную переподготовку персонала;
–    необходимо определить в частный или социальный мультиплекс войдут телерадиокомпании «Пятый канал» и «Пирамида».

Все вышеперечисленные вопросы имеют важное значение в сохранении и развитии национального вещания, в создании необходимых условий для развития местного конкурентоспособного контента на государственном языке.

Для выработки предложений по решению этих вопросов должна быть создана специальная рабочая группа, которая будет отвечать за контентную часть вопроса перехода на цифровое вещание.

С уважением,
—————————————————-
Эрнис Мамырканов
медиа-эксперт, член рабочей группы
по переходу на цифровое вещание

P.S. Ожидаемые результаты рабочей группы по контенту

Для успешного решения всех обозначенных вопросов по контенту при переходе на цифровое вещание, рабочей группе необходимо внести в Правительство Кыргызской Республики следующие проекты нормативных правовых актов и документов:

•    Положение об условии формировании социального пакета для цифрового наземного эфирного вещания;
•    Положение о конкурсе на формирование образовательного пакета для цифрового наземного эфирного вещания;
•    Положение о переходе на цифровое наземное эфирное вещание субъектов, осуществляющих аналоговое наземное эфирное вещание;
•    Положение о системе стимулирования развития местного вещания и контента на государственном языке;
•    Изменение действующей структуры управления государственными телерадиокомпаниями с учетом перехода на цифровое вещание;
•    План финансирования перехода на цифровое вещание государственных телерадиокомпаний с указанием источников;
•    Постановление об освобождении государственных телерадиокомпаний от бюджетных налогов;
•    Анализ действующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность телерадиовещательных организаций с предложениями необходимых изменений;
•    Анализ необходимости лицензирования телерадиовещательных организаций с указанием лицензирующего органа;
•    Минимальные требования по наличию социального компонента в сетях вещания коммерческих операторов связи.

 

Комментариев: 3

К сожалению, Кыргызстанские вещатели не готовы к переходу на цифровое вещание ни в техническом, ни в моральном плане. Местные телеканалы уже сейчас не могут конкурировать с казахскими, узбекскими, китайскими и пр. вещателями, являясь по сути просто ретрансляторами российского и украинского контента. (уж если НТС не может себе позволить собственный контент, то кто?). Рынок рекламы маленький, покрывает лишь малую часть расходов на содержание канала. Поэтому местные телеканалы мы потеряем, как и “повестку дня”, идеологию, воздействие на массы и пр.
Как в том анекдоте, про 2020 год, где житель Бишкека жалуется на подорожание хлеба на несколько юаней

Автор: Айнура, дата: Monday February 18th, 2013 12:05 PM. Reply #

Все государственные теле-радио компании, кроме ОТРК и МРТК “Мир” отпустить в вольное плавание, разрешив коллективам акционировать предприятие. В развитых странах напрочь отсутствует государственное телевидение.

Автор: Рустам, дата: Monday February 18th, 2013 03:57 PM. Reply #

Эрнис Мамырканов

По поводу отсутствуют – не совсем согласен. Они почти везде есть, просто называются по разному. Где национальные, где общественные, где муниципальные.
К примеру с неделю назад вернулся из Прибалтики. Там правящая партия в пику уже имевшемуся и самостоятельному общественному телеканалу просто-напросто создали лояльное муниципальное ТРК. Вот вам и Европа…

Автор: Эрнис Мамырканов, дата: Monday February 18th, 2013 08:18 PM. Reply #

Оставить комментарий

Обязательное поле.

Обязательное поле. Не публикуется.

Если есть.